Версия для слабовидящих

Организация деятельности органов опеки и попечительства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей

В соответствии с пунктом 1 статьи 61, пунктом 2 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей; все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей, и с учетом мнения детей.

 

Разногласия и споры по всем вопросам воспитания, образования детей могут возникнуть между:

- родителями, проживающими совместно;

- родителями, проживающими раздельно;

- родителями и близкими родственниками ребенка.

 

Действующим законодательством предусмотрен различный порядок участия органа опеки и попечительства в указанных категориях споров.

Если родители, проживающие совместно, не могут прийти к взаимному согласию, они вправе обратиться за разрешением возникших разногласий в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или в суд.

Родители, проживающие раздельно и пришедшие к взаимному согласию о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, вправе заключить об этом соглашение в письменной форме.

Если родители не могут прийти к взаимному согласию, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства по определению суда обязан провести обследование условий жизни ребенка и родителя, претендующего на его воспитание, и, в соответствии со статьей 78 Семейного кодекса РФ, представить суду акт обследования и основанное на нем письменное заключение по существу спора.

Споры о детях, связанные с их воспитанием, относятся к числу наиболее сложных, так как имеет место противостояние сторон – равных обладателей родительских прав и прав близких родственников, находящихся обычно в состоянии ожесточенного конфликта.

Противостояние между обладателями прав, предусмотренных семейным законодательством, осложняется тем, что «предметом» глубоких разногласий является ребенок со своими переживаниями, склонностями и привычками. Поэтому для разъяснения спорных вопросов могут быть привлечены специалисты, в частности, педагоги, психологи, медицинские работники.

Очень часто  в ситуации конфликта наиболее полезной оказывается помощь третьего лица, включенного в конфликтную ситуацию и несущего функцию посредника.

Он, посредник (медиатор), должен быть максимально нейтральным, он не осуждает, не защищает, не принимает решение о том, кто прав, кто виноват, не учит, не дает советов. Его задача – создать условия, чтобы стороны услышали и поняли друг друга, а также договорились о том, как они будут исправлять ситуацию. Только в этом случае ситуация окажется разрешена непосредственно ее участниками, отношения могут быть восстановлены, а стороны получат опыт ответственности и осознанности. Подробная информация на сайте http://crisiscenter74.ru/sluzhba-primireniya