Версия для слабовидящих

Информация о работе органов социальной защиты по предоставлению гражданам города Челябинска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2018 год

Одним из видов социальной помощи государства является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Деятельность органов социальной защиты населения города Челябинска по предоставлению гражданам субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

За 2018 год в городе Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получила 26 561 семья на общую сумму 348,1 млн. рублей (с учетом выплаты банковских процентов за обслуживание). 

В том числе (приложение 1):

- 21 755 одиноко проживающих пенсионеров (81,9 % от общего количества семей-получателей субсидий);

-  941 семья, состоящих из пенсионеров (3,5 %);

- 986 семей, состоящих из одинокой матери и несовершеннолетних детей       (3,7 %);

- 363 многодетные семьи (1,4 %);

- 81 семья, в составе которой безработные граждане (0,3 %);

- 2 435 прочих семей (9,2 %).

 

Количество получателей субсидий за 2018 год (26 561 семья) по сравнению с 2017 годом (25 837 семей)  увеличилось на 2,8 % (приложение 2).

Общий объем средств, направленных на выплату субсидий с учетом процентов за банковское обслуживание, увеличился по сравнению с 2017 годом (317,6  млн. рублей) на 9,6 % и составил 348,1 млн.  рублей. 

Основными получателями субсидий на протяжении последних лет были и остаются одиноко проживающие пенсионеры.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество получателей среди одиноко проживающих пенсионеров в процентном отношении увеличилось на 0,6 %, количество семей пенсионеров увеличилось на 0,1 %, уменьшилось число семей, в составе которых безработные граждане.

Увеличение количества получателей субсидий связано со значительным увеличением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2018 году в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платы за капитальный ремонт.

С 2011 по 2018  год количество семей-получателей субсидии выросло в 2,2 раза, а общий объем денежных средств, направленных на предоставление гражданам субсидий, с 2011 года вырос в 3,3 раза.

В 2018  году средний размер субсидии на семью составил 1 774,32 рубля (приложение 3.1) и увеличился по сравнению с 2017 годом на 1,8 % (приложение 3.2).

Средний размер субсидии в 2018 году вырос по одинокопроживающим пенсионерам, семьям пенсионеров и семьям, в состав которых входят граждане в статусе безработных в связи со значительным ростом региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по этим категориям граждан.

В 2018 году в управления социальной защиты населения города по вопросам предоставления субсидий обратилось 67 824 семьи, что по сравнению с 2017 годом (70 284 семьи) меньше на 3,5 %, из них 5 215 семей пенсионеров,имеющих доход ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%  (7,7 %  от общего числа обратившихся) (приложение 4.1).

За период с 2012 по 2018 год количество обращений граждан по вопросу предоставления субсидии выросло в 1,4 раза.

В связи с тем, что субсидия назначается на 6 месяцев, граждане обращаются    в органы социальной защиты населения за назначением субсидий 2 раза в год.

Из общего числа семей, обратившихся в управления социальной защиты населения за разъяснениями по вопросу назначения субсидий в 2018 году (приложение 4.1):

- у 41 713 семей (в т.ч. 4 063 семьи пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) приняты документы на назначение субсидий, из них 4 496 семей (в т.ч. 687 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 1 282 семьям (в т.ч. 77 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) устно или письменно отказано в назначении субсидий, из них 555 семей (в т.ч. 37 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 24 829 семьям (в т.ч. 1 075 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) даны разъяснения без предъявления документов, из них 4 935 семей(в т.ч. 479 семей пенсионеров  с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые.

По сравнению с 2017 годом в 2018 году количество обращений граждан уменьшилось на 3,5 %, а количество пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20% увеличилось с 4 883 семей  в 2017 году до 5 215 в 2017 году и составило 6,8 %. 

Снизилось общее количество первичных обращений граждан на 5,5 %, но среди пенсионеров обращения впервые выросли на 97,9 %, т.е. почти вдвое.

Количество повторных обращений за назначением субсидии на следующий период уменьшилось на 1,1 %  с  58 467 семей в 2017 году  до 57 838 семей в 2018 году (приложение 4.2).

В ходе двухстороннего обмена информацией с организациями города (независимо от форм собственности), участвующими в системе предоставления субсидий, управления социальной защиты населения города выявляют граждан, получающих субсидии в денежной форме, но не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги.

Управления социальной защиты населения города приостанавливают выплату субсидий должникам (при наличии задолженности свыше 2-х месяцев), выясняют причины образовавшейся задолженности, дополнительно разъясняют гражданам условия предоставления субсидии. При погашении долга либо заключении с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, договора о реструктуризации долга, управления социальной защиты населения города восстанавливают гражданам выплату субсидий.

Из общего количества семей-получателей субсидий в денежной форме в 2018 году (приложение 5):

- не оплачивали жилищно-коммунальные услуги за отчетный месяц 7 906 семей на общую сумму 9 407,2 тыс. рублей, по сравнению с 2017 годом (8 111 семей) количество семей, не оплачивающих ЖКУ, уменьшилось на 2,5 %;

- 1077 семей имели двухмесячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 2 671,7 тыс. рублей, что выше показателя 2017 года (925 семей) на 16,4 %;

- 182 семьям, имеющим задолженность более 2-х месяцев на сумму 448,5тыс. рублей, приостанавливали выплаты, из них 149 семьям (81,9 % приостановленных) выплаты восстановили после оплаты долгов по ЖКУ.

Предоставление гражданам субсидии и работа отделов субсидий с задолжниками по оплате стимулирует население к своевременной и полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Увеличение  количества получателей субсидий связано с осуществлением перехода в 2012 году на  региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг раздельно на отопительный и межотопительный периоды.    

В отопительный период (январь–апрель, октябрь-декабрь) плата за коммунальные услуги резко возрастает, количество субсидий в размере квартплаты снижается, поэтому имеет смысл рассматривать при сравнении не усредненное значение по году, а по периодам с отоплением и без отопления.

Если в период без отопления в 2018 году субсидию в размере квартплаты получали 36,2 % семей, что выше показателя 2017 года (34,5 % семей от общего числа получателей субсидии) на 1,7 %, то в отопительный период доля семей–получателей субсидии в размере квартплаты увеличилась по сравнению с 2017 годом на 3,1 % и составила 21,2 %  (приложение 6).

МФЦ участвует в части приема документов граждан на предоставление субсидии, на 01.01.2019 прием в МФЦ составил 60,4 % получателей субсидии.

Отделы субсидий принимают 38,5 % заявлений граждан в электронном виде через Портал государственных услуг, что ниже плановых показателей (70 %).

Плановые показатели достигнуты по Советскому УСЗН (72,8 %), близко к плановым 70 % Тракторозаводский УСЗН (68,2 %) и Центральный УСЗН (67,2 %).

В целях снижения количества предоставляемых гражданами документов для назначения субсидии отдел активно работает по межведомственному взаимодействию с Пенсионным фондом Российской Федерации, управлением Росреестра по Челябинской области, Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области, Федеральной налоговой службой, Фондом социального страхования Российской Федерации, управлениями социальной защиты населения.

Из 119 560 межведомственных запросов в 2018 году по 49 государственным и муниципальным услугам, оказываемым управлениями социальной защиты населения  67 032 (56,1 %) приходится на отделы субсидий. 

В течение 2018 года согласно приказу председателя Комитета социальной политики произведено 8 автоматических перерасчётов размеров субсидий гражданам города (без предоставления гражданами-получателями субсидий дополнительных сведений) за март 2018 года – изменение величины прожиточных минимумов и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за май 2018 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг  в связи с окончанием отопительного периода, прожиточных минимумов и тарифа по теплоснабжению, за июнь 2018 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг  на 2018 год, изменение тарифа по теплоснабжению, за июль 2018 года – изменение тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2018, за август 2018 года -  изменение величины прожиточного минимума и платы за жилое помещение, за октябрь 2018 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифа по теплоснабжению, за ноябрь 2018 года - изменение величины прожиточного минимума и тарифа по теплоснабжению.

В связи с ежегодным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в последующие годы прогнозируется значительный рост количества семей-получателей и сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.