Версия для слабовидящих

Информация о работе органов социальной защиты по предоставлению гражданам города Челябинска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2017 год

Одним из видов социальной помощи государства является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Деятельность органов социальной защиты населения города Челябинска по предоставлению гражданам субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

За 2017 год в городе Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 25 837 семей на общую сумму 317,6 млн. рублей (с учетом выплаты банковских процентов за обслуживание). 

В том числе (приложение 1):

- 21 005 одиноко проживающих пенсионера (81,3 % от общего количества семей-получателей субсидий);

-  886 семей, состоящих из пенсионеров (3,4 %);

- 1 009 семьи, состоящие из одинокой матери и несовершеннолетних детей       (3,9 %);

- 359 многодетных семей (1,4 %);

- 118 семей, в составе которой безработные граждане (0,5 %);

- 2 460 прочих семей (9,5 %).

Количество получателей субсидий за 2017 год (25 837 семей) по сравнению с 2016 годом (23 749 семей)  увеличилось на 8,8 % (приложение 2).

Общий объем средств, направленных на выплату субсидий с учетом процентов за банковское обслуживание, увеличился по сравнению с 2016 годом (275,7 млн. рублей) на 15,1 % и составил 317,6 млн.  рублей. 

Основными получателями субсидий на протяжении последних лет были и остаются одиноко проживающие пенсионеры.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество получателей среди одиноко проживающих пенсионеров в процентном отношении уменьшилось на 0,7%, количество семей пенсионеров увеличилось на 0,3 %, а также увеличилось число семей различной численности.

Увеличение  количества получателей субсидий связано со значительным увеличением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2017 году в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платы за капитальный ремонт и снижением реальных доходов населения по семьям.

С 2011 по 2017 год количество семей-получателей субсидии выросло в 2,2 раза, а общий объем денежных средств, направленных на предоставление гражданам субсидий, с 2011 года вырос более чем в 3 раза.

В 2017  году средний размер субсидии на семью составил 1 742,50 рубля (приложение 3.1) и увеличился по сравнению с 2016 годом на 5,5 % (приложение 3.2).

Средний размер субсидии в 2017 году снизился по одинокопроживающим пенсионерам и семьям пенсионеров в связи с ростом доходов по этим категориям граждан.

В 2017 году в управления социальной защиты населения города по вопросам предоставления субсидий обратилось 70 284 семьи, что по сравнению с 2016 годом (66 380 семей) больше на 5,9 %, из них 4 883 семьи пенсионеров,имеющих доход ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%  (6,9 %  от общего числа обратившихся) (приложение 4.1).

За период с 2012 по 2017 год количество обращений граждан по вопросу предоставления субсидии выросло в 1,5 раза.

В связи с тем, что субсидия назначается на 6 месяцев, граждане обращаются    в органы социальной защиты населения за назначением субсидий 2 раза в год.

Из общего числа семей, обратившихся в управления социальной защиты населения за разъяснениями по вопросу назначения субсидий в 2017 году (приложение 4.1):

- у 40 777 семей (в т.ч. 3 786 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) приняты документы на назначение субсидий, из них 4 167 семей (в т.ч. 288 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 1 604 семьям (в т.ч. 15 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) устно или письменно отказано      в назначении субсидий, из них 975 семей (в т.ч. 5  семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 27 903 семьям (в т.ч. 1 082 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) даны разъяснения без предъявления документов, из них 6 675 семей(в т.ч. 315 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые.

По сравнению с 2016 годом в 2017 году количество обращений граждан увеличилось на 5,9 %, а количество пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20% увеличилось с 3 674 семей  в 2016 году до 4 883 в 2017 году и составило 32,9 %. 

Снизилось количество первичных обращений граждан на 10,0 %.

Количество повторных обращений за назначением субсидии на следующий период увеличилось на 9,8 %  с  53 244 семей в 2016 году  до 58 467 семей в 2017 году (приложение 4.2).

В ходе двухстороннего обмена информацией с организациями города (независимо от форм собственности), участвующими в системе предоставления субсидий, управления социальной защиты населения города выявляют граждан, получающих субсидии в денежной форме, но не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги.

Управления социальной защиты населения города приостанавливают выплату субсидий должникам (при наличии задолженности свыше 2-х месяцев), выясняют причины образовавшейся задолженности, дополнительно разъясняют гражданам условия предоставления субсидии. При погашении долга либо заключении с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, договора о реструктуризации долга, управления социальной защиты населения города восстанавливают гражданам выплату субсидий.

Из общего количества семей-получателей субсидий в денежной форме в 2017 году (приложение 5):

- не оплачивали жилищно-коммунальные услуги за отчетный месяц 8 111 семей на общую сумму 12 704,8 тыс. рублей, по сравнению с 2016 годом (9 654 семьи) количество семей, не оплачивающих ЖКУ, уменьшилось на 9,3 %;

- 925 семей имели двухмесячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 3 720,1 тыс. рублей, что меньше показателя 2016 года (997 семей) на 0,6 %;

- 289 семьям, имеющим задолженность более 2-х месяцев на сумму 654,6тыс. рублей, приостанавливали выплаты, из них 182 семьям (63,0 % приостановленных) выплаты восстановили после оплаты долгов по ЖКУ.

Предоставление гражданам субсидии и работа отделов субсидий с задолжниками по оплате стимулирует население к своевременной и полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Увеличение  количества получателей субсидий связано с осуществлением перехода в 2012 году на  региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг раздельно на отопительный и межотопительный периоды.    

В отопительный период (январь–апрель, октябрь-декабрь) плата за коммунальные услуги резко возрастает, количество субсидий в размере квартплаты снижается, поэтому имеет смысл рассматривать при сравнении не усредненное значение по году, а по периодам с отоплением и без отопления.

Если в период без отопления в 2017 году субсидию в размере квартплаты получали 34,5 % семей, что ниже показателя 2016 года - 36 % семей от общего числа получателей субсидии, то в отопительный период доля семей–получателей субсидии в размере квартплаты осталась на уровне 2016 года и составила 18,1 % (приложение 6).

В течение 2017 года согласно приказу председателя Комитета социальной политики произведено 8 автоматических перерасчётов размеров субсидий гражданам города (без предоставления гражданами-получателями субсидий дополнительных сведений) за февраль 2017 года – изменение величины прожиточных минимумов и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за май 2017 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, прожиточных минимумов и тарифа по теплоснабжению, за июнь 2017 года - изменение тарифа по теплоснабжению и региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, за июль 2017 года – изменение тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2017, за август 2017 года -  изменение величины прожиточного минимума, за сентябрь 2017 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и платы за содержание и ремонт жилого помещения, за октябрь 2017 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифа по теплоснабжению, за ноябрь 2017 года - изменение величины прожиточного минимума и тарифа по теплоснабжению.

В связи с ежегодным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в последующие годы прогнозируется значительный рост количества семей-получателей и сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.