Версия для слабовидящих

Информация о работе органов социальной защиты по предоставлению гражданам города Челябинска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2016 год

Одним из видов социальной помощи государства является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Деятельность органов социальной защиты населения города Челябинска по предоставлению гражданам субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

За 2016 год в городе Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 23 749 семей на общую сумму 275,7 млн. рублей (с учетом выплаты банковских процентов за обслуживание). 

В том числе (приложение 1):

- 19 483 одиноко проживающих пенсионера (82,0 % от общего количества семей-получателей субсидий);

-  733 семей, состоящих из пенсионеров (3,1 %);

- 963 семьи, состоящие из одинокой матери и несовершеннолетних детей (4,0 %);

- 322 многодетных семей (1,4 %);

- 121 семья, в составе которой безработные граждане (0,5 %);

- 2 127 прочих семей (9,0 %).

Количество получателей субсидий за 2016 год (23 749 семей) по сравнению с 2015 годом (20 395 семей)  увеличилось на 16,4 % (приложение 2).

Общий объем средств, направленных на выплату субсидий с учетом процентов за банковское обслуживание, увеличился по сравнению с 2015 годом (196,2 млн. рублей) на 40,5 % и составил 275,7млн.  рублей. 

Основными получателями субсидий на протяжении последних лет были и остаются одиноко проживающие пенсионеры.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом количество получателей среди одиноко проживающих пенсионеров в процентном отношении уменьшилось на 1,6 %, количество семей пенсионеров увеличилось на 0,6 %, а также увеличилось число семей различной численности и безработных граждан.

Увеличение  количества получателей субсидий связано со значительным увеличением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платы за капитальный ремонт.

С 2011 по 2016 год количество семей-получателей субсидии выросло в 2 раза, а общий объем денежных средств, направленных на предоставление гражданам субсидий, с 2010 года вырос более чем в 3 раза.

В 2016  году средний размер субсидии на семью составил 1 652,16 рубля (приложение 3.1) и увеличился по сравнению с 2015 годом на 8,2 % (приложение 3.2).

В 2016 году в управления социальной защиты населения города по вопросам предоставления субсидий обратилось 66 380 семей, что по сравнению с 2015 годом (50 116 семей) больше на 32,5 %, из них 3 674 семьи пенсионеров,имеющих доход ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%  (5,5 % от общего числа обратившихся) (приложение 4.1).

В связи с тем, что субсидия назначается на 6 месяцев, граждане обращаются в органы социальной защиты населения за назначением субсидий 2 раза в год.

Из общего числа семей, обратившихся в управления социальной защиты населения за разъяснениями по вопросу назначения субсидий в 2016 году (приложение 4.1):

- у 40 378 семей (в т.ч. 2 890 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) приняты документы на назначение субсидий, из них 5 303 семьи (в т.ч. 306 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 1 758 семьям (в т.ч. 79 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) устно или письменно отказано в назначении субсидий, из них 1 267 семей (в т.ч. 13  семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;

- 24 244 семьям (в т.ч. 705 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) даны разъяснения без предъявления документов, из них 6 566 семей(в т.ч. 267 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые.

По сравнению с 2015 годом в 2016 году количество обращений граждан увеличилось на 32,5 %, а количество пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20% уменьшилось с 9 498 семей  пенсионеров в 2015 году до 3 674 в 2016 году и составило 38,7 %. 

Увеличилось количество первичных обращений граждан на 16,1 %.

Количество повторных обращений за назначением субсидии на следующий период увеличилось на 37,2 %  с  38 802 семей в 2015 году  до 53 244 семей в 2016 году (приложение 4.2).

Увеличение количества первичных обращений граждан связано со значительным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и вводом платы за капитальный ремонт.

В ходе двухстороннего обмена информацией с организациями города (независимо от форм собственности), участвующими в системе предоставления субсидий, управления социальной защиты населения города выявляют граждан, получающих субсидии в денежной форме, но не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги.

Управления социальной защиты населения города приостанавливают выплату субсидий должникам (при наличии задолженности свыше 2-х месяцев), выясняют причины образовавшейся задолженности, дополнительно разъясняют гражданам условия предоставления субсидии. При погашении долга либо заключении с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, договора о реструктуризации долга, управления социальной защиты населения города восстанавливают гражданам выплату субсидий.

Из общего количества семей-получателей субсидий в денежной форме в 2016 году (приложение 5):

- не оплачивали жилищно-коммунальные услуги за отчетный месяц 9 654 семьи на общую сумму 9 392,5 тыс. рублей, по сравнению с 2015 годом (13 395 семей) количество семей, не оплачивающих ЖКУ, уменьшилось на 38,8 %;

- 997 семей имела двухмесячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 2 742,1 тыс. рублей, что меньше показателя 2015 года (1 412 семей) на 41,6 %;

- 405 семьям (40,6 % семей-должников), имеющим задолженность более 2-х месяцев на сумму 823,6тыс. рублей, приостанавливали выплаты, из них 319 семьям (78,8 % приостановленных) выплаты восстановили после оплаты долгов по ЖКУ.

Предоставление гражданам субсидии и работа отделов субсидий с задолжниками по оплате стимулирует население к своевременной и полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Увеличение  количества получателей субсидий связано с осуществлением перехода в 2012 году на  региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг раздельно на отопительный и межотопительный периоды.    

В отопительный период (январь–апрель, октябрь-декабрь) плата за коммунальные услуги резко возрастает, количество субсидий в размере квартплаты снижается, поэтому имеет смысл рассматривать при сравнении не усредненное значение по году, а по периодам с отоплением и без отопления.

Если в период без отопления в 2016 году субсидию в размере квартплаты получали 36 % семей, что ниже показателя 2015 года - 49,4 % семей от общего числа получателей субсидии, то в отопительный период доля семей–получателей субсидии в размере квартплаты осталась на уровне 2015 года и составила 18,6 % (приложение 6).

В течение 2016 года согласно приказу председателя Комитета социальной политики произведено 8 автоматических перерасчётов размеров субсидий гражданам города (без предоставления гражданами-получателями субсидий дополнительных сведений) за март 2016 года – изменение величины прожиточных минимумов и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; за апрель 2016 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг  в связи с окончанием отопительного периода, за май 2016 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, прожиточных минимумов и тарифа по теплоснабжению, за июнь 2016 года - изменение тарифа по теплоснабжению и платы за содержание и ремонт жилого помещения, за июль 2016 года – изменение тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2016, за август 2016 года -  изменение величины прожиточного минимума и региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, за октябрь 2016 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифа по теплоснабжению, за ноябрь 2016 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, величины прожиточного минимума и тарифа по теплоснабжению.

В связи с ежегодным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в последующие годы прогнозируется значительный рост количества семей-получателей и сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.