Информация о работе органов социальной защиты по предоставлению гражданам города Челябинска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2015 год
Одним из видов социальной помощи государства является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).
Деятельность органов социальной защиты населения города Челябинска по предоставлению гражданам субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
За 2015 год в городе Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 20395 семей на общую сумму 196,2 млн. рублей (с учетом выплаты банковских процентов за обслуживание).
В том числе (приложение 1):
- 17037 одиноко проживающих пенсионера (83,6 % от общего количества семей-получателей субсидий);
- 518 семей, состоящих из пенсионеров (2,5 %);
- 903 семьи, состоящие из одинокой матери и несовершеннолетних детей (4,4 %);
- 276 многодетных семей (1,4 %);
- 88 семей, в составе которых безработные граждане (0,4 %);
- 1573 прочие семьи (7,7 %).
Количество получателей субсидий за 2015 год (20395 семей) по сравнению с 2014 годом (19037 семей) увеличилось на 7,1 % (приложение 2).
Общий объем средств, направленных на выплату субсидий с учетом процентов за банковское обслуживание, увеличился по сравнению с 2014 годом (157,5 млн. рублей) на 24,7 % и составил 196,2 млн. рублей.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество получателей среди одиноко проживающих пенсионеров увеличилось на 6,7 % (за 2014 год – 15 969 одиноко проживающих пенсионеров, за 2015 – 17 037), а также увеличилось число семей различной численности.
Увеличение количества получателей связано со значительным увеличением региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2015 году в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и введением платы за капитальный ремонт.
Основными получателями субсидий на протяжении последних лет были и остаются одиноко проживающие пенсионеры, их доля среди общего количества получателей субсидии ежегодно растет (с 70,7 % в 2010 году до 88,6 % - в 2015).
В 2015 году средний размер субсидии на семью составил 1 527,10 рубля (приложение 3.1) и увеличился по сравнению с 2014 годом на 17,1 % (приложение 3.2).
В 2015 году в управления социальной защиты населения города по вопросам предоставления субсидий обратилось 50 116 семей, из них 9 498 семей пенсионеров,имеющих доход ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20% (19 % от общего числа обратившихся) (приложение 4.1).
В связи с тем, что субсидия назначается на 6 месяцев, граждане обращаются в органы социальной защиты населения за назначением субсидий 2 раза в год.
Из общего числа семей, обратившихся в управления социальной защиты населения за разъяснениями по вопросу назначения субсидий в 2014 году (приложение 4.1):
- у 27 788 семей (в т.ч. 7 504 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) приняты документы на назначение субсидий, из них 4 311 семей (в т.ч. 430 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;
- 1 289 семьям (в т.ч. 66 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) устно или письменно отказано в назначении субсидий, из них 936 семей (в т.ч. 12 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;
- 21 039 семьям (в т.ч. 1 928 семьям пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) даны разъяснения без предъявления документов, из них 6 067 семей(в т.ч. 466 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые.
По сравнению с 2014 годом в 2015 году количество обращений граждан снизилось на 7,5 %.
Увеличилось количество первичных обращений граждан на 44,1 %.
Количество повторных обращений за назначением субсидии на следующий период уменьшилось на 16,2 % с 46 327 семей в 2014 году до 38 802 семей в 2015 году (приложение 4.2).
Увеличение количества первичных обращений граждан связано со значительным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и вводом платы за капитальный ремонт.
В ходе двухстороннего обмена информацией с организациями города (независимо от форм собственности), участвующими в системе предоставления субсидий, управления социальной защиты населения города выявляют граждан города, получающих субсидии в денежной форме, но не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги.
Управления социальной защиты населения районов города приостанавливают выплату субсидий должникам (при наличии задолженности свыше 2-х месяцев), выясняют причины образовавшейся задолженности, дополнительно разъясняют гражданам необходимость погашения образовавшейся задолженности. При погашении долга либо заключении с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, договора о реструктуризации долга, управления социальной защиты населения города восстанавливают гражданам выплату субсидий.
Из общего количества семей-получателей субсидий в денежной форме в 2015 году (приложение 5):
- не оплачивали жилищно-коммунальные услуги за отчетный месяц 13 395 семей на общую сумму 9 048,0 тыс. рублей, по сравнению с 2014 годом (8 269 семей) количество семей, не оплачивающих ЖКУ увеличилось на 62,0 %;
- 1 412 семей имела двухмесячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 2 587,2 тыс. рублей;
- 312 семьям, имеющим задолженность более 2-х месяцев на сумму 470,2тыс. рублей, приостанавливали выплаты, из них 224 семьям выплаты восстановили после оплаты долгов по ЖКУ.
В сравнении с 2014 годом уровень неоплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг в течение 2 месяцев снизился с 2,83 % от общего количества получателей субсидии до 1,96 % в 2015 году.
Предоставление гражданам субсидии и работа отделов субсидий с задолжниками по оплате стимулирует население к своевременной и полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В отопительный период (январь–апрель, октябрь-декабрь) плата за коммунальные услуги резко возрастает, количество субсидий в размере квартплаты снижается, поэтому имеет смысл рассматривать при сравнении не усредненное значение по году, а по периодам с отоплением и без отопления.
Если в период без отопления субсидию в размере квартплаты получали 49,4% семей от общего числа получателей субсидии, то в отопительный период доля семей–получателей субсидии в размере квартплаты составила 18,7% (приложение 6).
В течение 2015 года согласно приказу начальника Управления социального развития произведено 8 автоматических перерасчётов размеров субсидий гражданам города (без предоставления гражданами-получателями субсидий дополнительных сведений) за февраль 2015 года – изменение величины прожиточных минимумов; за май 2015 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, прожиточных минимумов и тарифа по теплоснабжению, за июнь 2015 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и изменение тарифа по теплоснабжению и платы за содержание и ремонт жилого помещения, за июль 2015 года – изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2015, за август 2015 года - изменение величины прожиточного минимума, за сентябрь 2015 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг с 01.07.2015, за октябрь 2015 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифа по теплоснабжению, за ноябрь 2015 года - изменение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, величины прожиточного минимума и тарифа по теплоснабжению.
В связи с ежегодным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги в последующие годы прогнозируется значительный рост количества семей-получателей и сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

