Информация о работе органов социальной защиты по предоставлению гражданам города Челябинска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2022 год
Одним из видов социальной помощи государства является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).
Деятельность органов социальной защиты населения города Челябинска по предоставлению гражданам субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
За 2022 год в городе Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 34 768 семей на общую сумму 478,6 млн. рублей (с учетом выплаты банковских процентов за обслуживание).
В том числе:
- 24 065 одиноко проживающих пенсионеров (69,2 % от общего количества семей-получателей субсидий);
- 1 111 семей, состоящих из пенсионеров (3,2 %);
- 1 065 семьи, состоящих из одинокой матери и несовершеннолетних детей (3,1 %);
- 721 многодетных семей (2,0 %);
- 35 семей, в составе которых безработные граждане (0,1 %);
- 7 771 прочие семьи (22,4 %).
В 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилось число многодетных семей на 0,2 %. Количество получателей среди одиноко проживающих пенсионеров в процентном отношении уменьшилось на 15,3 %, в том числе уменьшилось количество семей, состоящих из пенсионеров на 1 %.
Количество получателей субсидий за 2022 год (34 768 семей) по сравнению с 2021 годом (34 895 семья) незначительно уменьшилось на 0,4 %.
Общий объем средств, направленных на выплату субсидий с учетом процентов за банковское обслуживание, уменьшился по сравнению с 2021 годом (628,1 млн. рублей) на 23,8 % и составил 478,6 млн. рублей.
Уменьшение количества получателей субсидий и соответственно уменьшение общего объема средств, направленных на выплату субсидий связано с возможностью управлений социальной защиты населения города Челябинска получать посредством межведомственного взаимодействия сведения о полученных гражданами процентов по банковским вкладам, которые учитываются в доходе заявителя (увеличение дохода гражданина влечет уменьшение расчетного размера субсидии).
Основными получателями субсидий на протяжении последних лет были и остаются одиноко проживающие пенсионеры.
В 2022 году право на субсидию в отопительный период возникает у одиноко проживающих пенсионеров – собственников жилого помещения с доходом до 26 827,23 рубля, составляющих основную массу получателей субсидий (69,2 %).
С 2012 по 2022 год количество семей-получателей субсидии выросло в 2,4 раза, а общий объем денежных средств, направленных на предоставление гражданам субсидий, с 2012 года вырос в 4,5 раз.
В связи с вводом в структуру оплаты за жилищно-коммунальных услуг взноса на капитальный ремонт и ежегодным ростом тарифов региональные стандарты разделены на 4 вида: для нанимателей жилого помещения, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, оплачивающих взносы на капитальный ремонт, собственников ветхо-аварийного жилья, не обязанных оплачивать взносы на капитальный ремонт и жилых домов в отопительный, межотопительный период и при равномерной оплате в течение года.
Одновременно действует 48 стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В 2022 году в управления социальной защиты населения города по вопросам предоставления субсидий обратилось 46 597 семей, из них 3 706 семей пенсионеров,имеющих доход ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20% (8 % от общего числа обратившихся).
Из общего числа семей, обратившихся в управления социальной защиты населения за разъяснениями по вопросу назначения субсидий в 2022 году:
- у 11 406 семей (в т.ч. 904 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) приняты документы на назначение субсидий, из них 4 662 семьи (в т.ч. 430 семьей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;
- 1 811 семьям (в т.ч. 81 семье пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) устно или письменно отказано в назначении субсидий, из них 1 250 семей (в т.ч. 72 семьи пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые;
- 38 380 семьям (в т.ч. 2 721 семье пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) даны разъяснения без предъявления документов, из них 9 357 семьи(в т.ч. 560 семей пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума или выше прожиточного не более 20%) обратились впервые.
Количество повторных обращений за назначением субсидии на следующий период уменьшилось на 53 % с 99 087 семей в 2021 годудо 46 597 семей за 2022 год в связи с организацией в управлениях социальной защиты населения города Челябинска автоматического продления субсидии без повторного истребования документов.
Управлениями социальной защиты населения города в 2022 году автоматически продлена субсидия 79,3 % получателям субсидии.
Областное государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг Челябинской области» (далее – МФЦ) участвует в части приема документов граждан на предоставление субсидии. На 01 января 2023 процент принятых документов в МФЦ составил 16,9 % получателей субсидии.
В отделы субсидий в 2022 году 2,1 % заявлений граждан поступило
в электронном виде через Портал государственных услуг, что выше показателя 2021 года (0,8 %) на 1,3 %.
В целях снижения количества предоставляемых гражданами документов для назначения субсидии специалисты управления социальной защиты населения города активно работают по межведомственному взаимодействию с отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, управлением Росреестра по Челябинской области, Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области, Федеральной налоговой службой и государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Управления социальной защиты населения города Челябинска получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства сведения о наличии у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года (далее - судебная задолженность). Приостанавливают выплату субсидий должникам, выясняют причины образовавшейся судебной задолженности, дополнительно разъясняют гражданам необходимость погашения образовавшейся судебной задолженности.
При полном погашении долга, органы социальной защиты населения города восстанавливали гражданам выплату субсидий.
Из общего количества семей-получателей субсидий (34 768) в денежной форме за 2022 год:
- выявлены непогашенные судебные задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг у 1 578 семей;
- приостановлены выплаты, из них 469 семьям (29,7 %)
- восстановлены выплаты после оплаты гражданами задолженности 259 семьям (55,2 %).
Предоставление гражданам субсидии, и работа отделов субсидий с задолжниками по оплате стимулирует население к оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Управления социальной защиты населения города Челябинска ведут информационную работу с гражданами. На сайтах, в социальных сетях и информационных стендах в Управлениях социальной защиты населения города размещена актуальная информация об изменениях.
В связи с ежегодным ростом тарифов на содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги и капитальный ремонт, прогнозируется рост количества семей-получателей и сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2023 году.