Версия для слабовидящих

Программа оздоровления ЗДОЛ "Утес"

Уважаемые родители! Предлагаем ознакомиться с летней программой оздоровления и отдыха детей «Кругосветное путешествие» МБУ «Социально-оздоровительный центр «Утес»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето – это «маленькая жизнь», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень комфортно и весело. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пребывание ребенка в детском летнем лагере целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий не только создание условий для организации отдыха, физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека. А также летний организованный отдых выполняет компенсаторную функцию по отношению к учебным занятиям, так как позволяет школьникам отдохнуть, набраться сил, реализовать свои потребности и раскрыть творческие возможности.

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Основная идея программы -  создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

Программа « Кругосветное путешествие» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены, продолжительностью 18 день. В лагере 7 отрядов.

В лагерь направляются школьники г. Челябинска в возрасте 7–17 лет из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети-инвалиды (при отсутствии медицинских противопоказаний к нахождению в загородном лагере).

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 30-35 человек. Всего за смену отдохнёт и оздоровится 240 человек. Всего в течение летнего периода – 4 смены.

 

В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ

1.Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

2. Широкое приобщение детей к  социальному опыту, ГИБДД, МЧС.

3. Разнообразная общественно-значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.

4. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

1. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; привитие навыков здорового образа жизни.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание культуры поведения в природе и обществе;                     

4. Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Работа строится по четырем направлениям и реализуется на каждом из материков: «Безопасное детство», «Зелёный», «Звёздный», «Олимпийский».

1. СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – материк «Безопасное детство»

 Задачи спортивно-оздоровительной работы

- Охрана и укрепление здоровья школьников,

- Совершенствование их физического развития,

- Воспитание у детей личной физической культуры.

- Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,

- Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

 

Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:

1) полноценное питание детей;

2)  закаливающие процедуры;

3)  утренняя гимнастика;

4)   воздушные ванны;

5) солнечные ванны.

 

Принципы организации питания:

- выполнение режима питания;

- калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;

- гигиена приема пищи;

- индивидуальный подход к детям во время питания.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

В Центре проводится следующий комплекс закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда детей (постоянно)

- соблюдение температурного режима в течение дня

- утренняя гимнастика на воздухе

- мытье прохладной водой рук

- правильная организация прогулки и ее длительность

- вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:

1) санитарно-просветительская работа:

- выпуск санитарных листов (болезни грязных рук, вредные привычки и т.д.);

- информационные десятиминутки о здоровом образе жизни;

- информационный стенд «Будьте здоровы»;

- конкурс реклам о ЗОЖ.

2)  контрольно-диагностическая работа:

- контроль соблюдения гигиенических правил;

- контроль санитарно-гигиенических условий в  помещениях лагеря,  соблюдение режима дня (медсестра, администрация лагеря).

 

Физическое развитие.

Основные принципы физического воспитания

1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

3)  медицинский контроль за физическим воспитанием (учёт веса, профилактические беседы);

 

Формы организации физического воспитания:

-  физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе;

-  дозированная ходьба;

-  утренняя гимнастика;

-  индивидуальная работа с детьми;

- работа спортивных кружков.

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – материк «Зеленый».

Задачи экологического воспитания

-  формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

-  развитие представлений о самоценности природы;

- выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

 

Экологическое воспитание осуществляется такими средствами, как:

1) тематический блок «Материк Зелёный»;

2)  познавательная информация;

3)  труд в природе.

 

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1)  занятия на экологической тропе;

2)  вторичное использование предметов обихода;

3)  экологические игры;

4)  театральная деятельность (конкурс сказок о природе);

5)  выпуск экологической газеты «Береги природу».

 

3. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – материк «Олимпийский».

Задачи гражданско-патриотического воспитания:

1)  формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям, через фольклор;

2)  воспитывать активную гражданскую позицию.

 

Для реализации данных задач созданы следующие условия:

- разработан тематический блок «Путешествие по родному краю»;

- намечен план участия в акции Милосердия.

 

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – материк «Звездный»

Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам:

1)  развитие творческой активности личности ребенка;

2)  создание ситуации успешности для каждого ребенка;

3)  развитие декоративно-прикладного творчества

4) формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.

Для осуществления систематической работы по данному направлению созданы следующие творческие объединения:

-  «Умелые ручки»;

-  «Фантазия красок»;

-  « Караоке»;

-  «Грация».

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Подготовительный этап включает:

подбор кадров;

комплектование отрядов;

разработка документации.

 

II. Организационный этап включает:

знакомство;

выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

сплочение отрядов;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Дети, педагоги – организаторы программы:

познают, отдыхают, трудятся;

делают открытия в  себе, в окружающем мире;

помогают в проведении мероприятий;

учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

 

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наличие программы оздоровительного центра, планов работы отрядов, план-сетки.

2.  Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

4.  Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5.  Проведение ежедневных планёрок.

6.  Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.    

5. Призы и награды для стимулирования.

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

 При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Предполагается, что время, проведенное в оздоровительном центре, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе центра.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- отдых и оздоровление детей;

- приобретение новых знаний;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Для отслеживания результативности программы мы планируем использовать следующие методы диагностики

  1. Анкетирование.
  2. Наблюдение.
  3. Тест «Радуга настроений».
  4. «Будка» гласности.

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации программы участвуют:

  • старший воспитатель;
    • педагог-организатор;
    • воспитатели;
    • медперсонал;
    • технический персонал.

  

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией Центра. На каждом отряде работает три воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных  и общих дел.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:

-  программы деятельности;

- плана работы на смену;

- сценарии мероприятий, разработанные педагогом-организатором.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

1. Праздники.

2. Выставки.

3. Конкурсы.

4. Соревнования.

5. Диагностика здоровья.

 

Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:

1.  На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции.

2.  На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.